Спортивные игры

Роль спортивных состязаний в традиционном обществе была довольно значимой, и интерес к ним в прошлом была ничуть не меньше, чем на сегодня. Цели проведения спортивных состязаний были разнообразными. Во-первых, это определение того, кто является наиболее сильным, ловким, смелым, быстрым, не только среди отдельных личностей, но и среди родов и отдельных фамилий. Во-вторых, общественная значимость - почти всегда спортивные состязания были приурочены к календарным и религиозным праздникам. В-третьих, досуг, отдых от будней, поэтому в них принимали участие все. В-четвертых, передача традиций и обычаев от старшего поколения младшему. В-пятых, сакральная составляющая - связь с высшими силами. Наиболее важная часть - воспитание духа победителей.

Среди спортивных состязаний можно выделить борьбу «курес», скачки «ат чарызы», стрельбу из лука, поднятие тяжести (камня), хакасские шашки «тобит».

Наиболее почитаемым среди хакасских мужчин состязанием до сегодняшнего дня является борьба - курес. Хакасская борьба является поясной: участник поверх одежды надевает на себя матерчатый кушак - «хур». Цель участника - бросить своего соперника на лопатки, не отрывая рук от пояса. При борьбе не учитывался вес борцов, не было четкого регламента - победитель боролся до первого поражения. Во время борьбы запрещалось наносить удары ногой, делать подсечку выше колена, ставить подножку. По хакасским правилам противник считался побежден­ным, если он прикоснулся к земле любой частью своего тела или упал па четвереньки. Если после броска против­ник приземлился на ноги, то борьба продолжается. Когда оба борца упадут, объявлялась ничья. Общая победа присуждалась после трех схваток. (Рис. Курес)

Описание национальной борьбы мы можем увидеть в героическом эпосе и других фольклорных жанрах, записках путешественников 18-нач.20 вв. Например, губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов писал следующее: «Они борются: искусство и сила попеременно заменяют друг друга, редко бывают побежденные, тем более славы для победителя». Борьба являлась одним из главных атрибутов свадеб, где родственники со стороны жениха и невесты устраивали поединки между собой.

Курес можно назвать универсальным видом единоборств, в нем сочетаются различные приемы, встречающиеся в других видах борьбы. На сегодняшний день на праздниках «Чыл Пазы», «Тун Пайрам» на соревнованиях по куресу встречаются спортсмены занимающееся вольной борьбой, греко-римской борьбой, дзюдо, самбо. На первый план в куресе выходит физическая сила, ловкость, выносливость, а также инстинктивное чутье, которое позволяет зачастую гораздо более легкому борцу одерживать верх над соперником. Одним из примеров можно привести победу С.С. Челтыгмашева в абсолютном первенстве при весе 60 кг в абсолютном первенстве. Соревнования по борьбе курес проводятся ежегодно на национальных праздниках, во время которых сотни хакасских мужчин с неподдельным интересом наблюдают за выявлением человека, достойного звания алыпа.

Кроме борьбы излюбленным видом состязаний хакасских скотоводов являлись конные скачки «чарыс». Они проводились либо во время крупных общественных мероприятий, либо по договоренности хозяев скакунов. На них собиралось большое количество зрителей, ставились большие ставки, дело доходило даже до проигрыша табунов и стад. В исторической легенде «Оджен-пиг» скачки стали поводом войны хакасов с монголами.

Беговые лошади у хакасов носили название «тулбар». Перед скачками лошадь специально готовили. Скачки проводились на расстояние от 5 до 25 км., т.е. на одну кочевку. Наездниками являлись мальчики, иногда можно было увидеть на скакунах и девочек. Кони выступали без нарядов, с завязанными хвостами, с одними уздечками.  Седоки одевались в рубашки, вместо обуви - вязаные носки, головы повязывали платками разных цветов. В руках седок держал нагайку. Во время конной скачки на большое расстояние (20-30 км) специальным погонщикам разрешалось «подтягивать» от­стающих и сильно уставших лошадей ударами плети по крупу. На финише, если скакуны бежали близко друг к другу, судьи определяли порядок первенства следующим образом:  вторая лошадь отстала от первой на длину повода;  голова второго скакуна идет у основания хвоста первого; голова второй лоша­ди идет около крупа первой; лошади идут почти вместе, но вторая отстала на голову; лошади пришли почти враз, но первая опередила вторую на длину удил. Если же скакуны пришли морда к морде, то объявлялась ничья. В таком случае конные скачки устраивались заново. Выигрыш получал хозяин скакуна, который награждал наездника премией в размере 10% от заклада, а также угощал судей и своих свидетелей. (Рис. Скачки)

В Советское время произошло резкое сокращение коневодства. Скачки стали проводиться на ипподромах. Только после введения в жизнь праздника «Тун Пайрам» люди вновь получили возможность наблюдать за увлекательными соревнованиями.