Хакасские украшения

Украшения являются одной из важнейших деталей костюма в традиционном обществе. Помимо своего эстетического назначения, украшения, наряду с орнаментом, несут функцию оберега, они призваны защитить человека от различных недугов, болезней. Основным металлом, применявшимся при изготовлении ювелирных изделий у хакасов, как и ряда других народов Центральной Азии, являлось серебро. Из серебра изготавливались традиционные перстни «чустук», кольца «пурба», с принятием христианства кресты «падырбас». Серебром инкрустировались огнива, седла, курительные трубки. Серебру приписывалась очистительная сила. Любовь хакасов к серебряным изделиям объясняется не только практичностью данного металла, но также и суеверными представлениями, что лунный блеск серебра притягивает жизненную силу человека. Другими материалами, применявшимися при изготовлении хакасских женских украшений, являлись  коралл, перламутр, шелковые нити, бисер.

Одним из самобытных хакасских украшений являются серебряные перстни «чустук», не имеющие аналогов у других народов Южной Сибири и Центральной Азии. Чустук отличается от других видов перстней большим плоским щитком, круглой, сердцевидной, овальной, крестообразной или прямоугольной формы. Большая часть их инкрустирована коралловыми бусинами (количеством 1, 3 или 5 шт.). Перстни орнаментированы зигзагообразными линиями, трилистниками, концентрическими кругами. На украшения наносились традиционные узоры - трилистники, растительные моменты, восходящие к периоду средневековья. Согласно хакасским традициям, обычно на безымянный палец женщины надевали перстень с пятью, а на средний - с тремя инкрустациями. (Рис. Перстни «чустук»)

Серьги в хакасском народном костюме называются словом «ызырга». Согласно поверьям, женские уши не должны быть пустыми. Археологические изыскания показывают, что многие женщины в прошлом на территории Хакасии носили височные и ушные украшения. В XIX в. замужние женщины украшали себя коралловыми сережками «хос ызырга». Они изготовлялись из медной проволоки, изогнутой вверху в виде кольца. На нижнюю часть нанизывались три коралловых бусины «суру», между которыми вставлялись маленькие бусинки. На конце подвешивалась серебряная полурублевая монета с шелковой кисточкой. Во время праздников замужние женщины и свахи, помимо указанных сережек, надевали пару височных подвесок «улуг ызырга» (букв. большие серьги), состоявших из шести больших и шести маленьких кораллов. Они нанизывались на медную проволоку, которая вверху скручивалась в виде дужки. Подвески заканчивались серебряными монетами и украшались шелковыми кисточками. Каждая пара соединялась на груди фигурной серебряной (бронзовой) цепочкой.

На севере Хакасии среди кызыльцев были в моде серьги «салбах ызырга». В уши продевали крепление с кольцом, на котором висело три или пять коралловых снизок с серебряными монетами на концах. Молодые девушки носили в ушах маленькие сережки «ахча ызыргазы», состоявшие из одного коралла и одной монетки. Пожилые женщины, а иногда и девушки из бедного сословия украшали уши сережками «кöтек» (тÿктенек), сделанными из белоснежного пуха хвоста гусей или уток.

После принятия христианства хакасы восприняли и сопутствующие атрибуты - кресты, иконы и др. В качестве одного из важнейших атрибутов, который показывал принадлежность к данной конфессии, являлось ношение крестов. Хакасы носили в основном кресты из серебра. В ХIХ в. хакаски в качестве нагрудного украшения поверх платья стали носить литые серебряные кресты «падырбас» (симiскелiг кiрёс). Падырбасы изготовлялись ювелирами «кÿмÿс узы» и красиво орнаментировались. Носили их на серебряной цепочке.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда свахи являлся нагрудник «пого» (момах). Пого имело форму полумесяца с закругленными рожками и обтягивалась плисом или бархатом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник пого окаймлялся жемчужными пуговицами «ÿзÿмчÿк». По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок «силбiрге» (самзылга) с мелкими серебряными монетками на концах. Согласно хакасским традициям, пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Оно относится к одному из дорогостоящих украшений. Имелись различные локальные варианты пого. (Рис. Пого)

Нагрудник пого дошел до нас из глубины веков и является одним из уникальных явлений хакасской культуры. На некоторых каменных изваяниях «Иней тас», относящихся к окуневской культуре (II тыс. до н.э.), изображены точно такие же нагрудники. Кроме того, при внимательном рассмотрении рисунка пого можно обнаружить его сходство со стилизованным изображением окуневской личины. Последние отождествляются с ликом богини Умай. По всей видимости надевание нагрудника пого на свадьбу было связано с культом богини Умай, которая якобы дарует души детей.

В настоящее время пого как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любой праздник. Входят в моду и другие традиционные хакасские украшения, в первую очередь, перстни «чустук».