Чайаан чалбах. Человек во вселенной

Каждая этническая культура на протяжении длительного времени вырабатывает свое собственное представление об окружающей вселенной и своем месте в ней. В традиционном мировоззрении вся окружающая природа считалась живой, поэтому все природные объекты: горы, реки, деревья, растения - все силы реального и мифического космоса человек призывал в союзники, чтобы, заручившись их поддержкой, обеспечить свою жизнь и потомство.

Хакасы считали, что Вселенная неоднородна: она подразделяется на ряд уровней, в котором проживают божества, люди, демоны и другие существа. В наиболее общем виде мир делится на три части - Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный). 

Небесный мир, согласно хакасскому мировоззрению, подразделяется на девять слоев (тамы), где располагаются девять творцов - чайанов. В нем никогда не бывает зимы - только вечное лето. (Рис. Небесное моление)  Главным божеством считался «Чалбырос чайачы» - Милосердный творец. Чайаны достаточно редко вмешиваются в дела Среднего мира. Однако ежегодно все хакасские племенные группы проводили мероприятия, связывающие их с Небесным миром. Среди всех тюрко-монгольских народов только у хакасов сохранялись до ХХ в жертвоприношения Небу как отдельное социокультурное явление. Небесное жертвоприношение проводилось летом на белое полнолуние на вершинах священных гор. На нем принимали участие представители разных родов - мужчины, дети и подростки обоего пола. Шаманы и замужние женщины не допускались.  Организацией проведения небесного моления занимался «тöс пазы» - глава общины. Небесное жертвоприношение состояло из ритуала приношения кобыльего молока, ритуала заклания жертвы и угощения небесных сил паром вареного мяса. После полного завершения поклонения Великому Небу приступали к трапезе, играли на музыкальных инструментах, устраивали различные игры и состязания. Солнце, луна, звезды также покровительствовали хакасскому народу, представители которого совершали обряды поклонения небесным светилам.

Одним из представителей Верхнего мира считалась богиня Умай - покровительница беременных женщин, рожениц и младенцев.  Она невидима людям и постоянно находится на небе среди белых облаков, откуда следит за рождением детей и оберегает их от несчастий. Хакасы представляли ее полной седовласой старушкой, имеющей способность летать в образе белой птицы.

Нижний мир находится под землей и разделяется на семь слоев, где правят семь подземных божеств «ирликов» во главе с грозным Эрлик-ханом. Они олицетворяли темное, злое начало. Считалось, что существа Среднего мира по определению больше подвержены влиянию представителей подземного мира, чем небожителей. Души людей после смерти отправлялись в царство Эрлик-хана. В Нижнем мире проживает и мифический Адам-хан - покровитель всех шаманов.

В Среднем мире «кÿннiг чир» человек не являлся хозяином, он зависел от духов-хозяев местностей и покровителей стихий. К окружающей природе и к духам необходимо было относиться с почтением и уважением, в противном случае человек мог быть сурово наказан. Хакасский этнос в наибольшей степени был связан с духами-хозяевами гор «таг-ээзi», причем не только единым жизненным пространством, но также культурными и брачными связями. В космогонии хакасов говорится о том, как один человек женился на дочери хана горных духов и от них произошел хакасский народ. Каждый род имел свою гору, где раз в три года проводилось жертвоприношение «таг тайыг». Во время горного жертвоприношения освящали лошадь «ызых», совершали жертвы и поклонялись горным духам и предкам. Хакасы также приносили жертвы хозяевам рек, озер и водных источников, просили не причинять вред людям при переправах, не устраивать наводнения и т.д. С древних времен  хакасы поклоняются огнюисточнику  тепла, жизни, который персонифицирован в образе хозяйки огня "От Ине". В   каждом доме,  семье огонь был почитаем, перед употреблением пищи хозяева обязательно кормили огонь лучшими кусками пищи. На огонь нельзя было наступать, плевать в сторону огня, сжигать мусор. Огонь играл очень важную роль и при проведении обрядов и ритуалов. В народе также с уважением относятся древним памятникам  (курганам, стелам, писаницам)  обрядово-культовым сооружениям (чечпе, сарчын, и др.). Поклоняются священной березе, символу жизни на земле.

Следует указать на то, что на хакасов, также как и на другие народы Южной Сибири, оказывали влияние религиозные системы из других регионов: две волны буддизма (раннего в 7-9 вв. н.э., и ламаизма в 15-17 вв.), христианства (несторианства в средние века и православия с приходом русских), зороастризма, манихейства (по версии Л.Р. Кызласова). Что-то оставалось, другое отбрасывалось, но традиционные верования оставались главными устоями хакасов. На это указывал, в частности, И. Гмелин, участник академической экспедиции в Сибирь. Он отмечал, что хакасы являлись самыми настоящими язычниками, и что ни одному мусульманину, монголу-буддисту или русскому христианину не удалось оказать влияние на них.

Однако в XIX в. среди коренного населения Хакасии возникли условия для принятия и понимания единобожия. Профессор, д.и.н. В.Я. Бутанаев считает, что у хакасов сформировалась своя особая вера, имеющая схожие черты с алтайским бурханизмом и сформировалась на базе древнего тенгрианства,  шаманизма, буддизма и христианства. Основными ее постулатами стали вера в единого бога - Ах-Худая, культ единого предка Боруса, ожидание прихода мессии Тадар-хана, культ Великого Неба, запрет на употребление спиртных и табачных изделий.

В течение 19 века при непосредственном участии государства все хакасы официально переходят в лоно христианской церкви. Окончательное крещение хакасов произошло в 1876 в с. Аскизе. Однако большая часть коренного населения продолжала при этом придерживаться своих древних верований.

В 20 в. традиционное мировоззрение претерпело коренную ломку под влиянием культурной революции, процесса модернизации. В результате в массовом сознании хакасов остались лишь фрагментарные представления о традиционной системе мировоззрения. На сегодняшний день со стороны отдельных общественных деятелей предпринимаются попытки реанимировать традиционную религиозную обрядность. Успешность этих мероприятий покажет время.