Кожа, войлок, железо

Домашние ремесла являлись важным дополнением в хозяйстве хакасского аала. Осенью женщины выделывали овчину. Шкуру смачивали водой, сворачивали в рулон и мяли ногами. Затем мездру замазывали бардой от перегонки айрана «поча». Через трое суток подсохшую мездру скоблили старым лезвием косы «хыйрах» и опять мяли ногами. После этого шкуру мыли и вешали в юрте у дымохода или в коптильных ямах - «ыстых». Коптили их до тех пор, пока они не пожелтеют. Затем их снимали, поверх мездры насыпали влажный овечий назем и покрывали другой овчиной, сверху придавив все грузом. После того, как мездра отсыреет, овчину начинали выделывать кожемялкой «изерек» в форме зазубренной палки. Затем шкурку отбеливали с помощью закваски «палаты» и растягивали на деревянном гладиле «сургу». Мездру посыпали ржаной мукой, скоблили старым лезвием косы и шлифовали полированной дощечкой «хыло». Выделанная шкура приобретала блестящий белый цвет и издавала скрип при растягивании.

Хакасы изготавливали дубленые кожи (тууп, чарыг). Для этого шкуру коровы или лошади намазывали бардой, сворачивали в рулон и клали в теплое место. Выпревший волос соскабливали старым лезвием косы. Сушеное лыко тальника или кору лиственницы крошили и кипятили в котле. Затем в охлажденный отвар клали шкуру и через неделю ее вынимали и сушили на улице. После этого в течение 1-2 дней мяли на кожемялке «талгы». Чернение дубленых кож производилось красителем, получаемым в результате реакции ржавого железа в барде от перегонки айрана. Обработку дубленых кож производили мужчины зимой. Сначала кожу вымораживали на улице, а затем ножом снимали шерсть. Иногда не обработанную на кожемялке сыромятную кожу коптили. Из сыромятных шкур делали кожаную посуду, кожаные чемоданы и сундуки, обувь, сбрую и т.д.

Весной из овечьей шерсти изготовляли войлоки (киис). Сначала шерсть раскладывали и сушили на солнце. Затем ее перебирали и складывали в одноцветные груды по 5-10 кг. Далее ритмично взбивали их гладкими тальниковыми прутьями (сабос). Когда вся шерсть вспушится, то ее расстилали на длинной холстине «ике». Затем уложенную шерсть обрызгивали теплой сывороткой и  сворачивали в рулон вокруг деревянного валика. Свернутая шерсть обвязывалась веревками. После этого двое брались за концы арканов, которые привязывали к валику, и катали свернутый рулон до тех пор, пока войлок «не войдет». Большой войлок для покрытия юрт катали на лошадях. Окончательно войлок уплотняли ударами локтей. Времени на катание войлоков уходило в хозяйстве от одной до двух недель. За один день группа в 4-5 человек могла сделать 2-3 войлока. На один средний войлок шла шерсть 10 овец. Из войлока делали кошмы, покрытия для юрт, ковры, матрасы и т.д.

Для изготовления волосяных арканов использовали гриву и хвост ло­шади. Сначала делали заготовку. Для этого брали пряди конского волоса и скручивали их в колечки «iскеп», конец которых затыкали вовнутрь. Заготовленный волос женщины скручивали ладонями в длинные нити. Для этого концы колечек смачивались и сращивались. Затем нити руками скручивались в шнуры. Из волосяных шнуров мужчины свивали арканы. Три разноцветных шнура (белый, красный и черный) продевали через три отверстия в заборе. Далее, с одной стороны три человека держали крючьями каждый конец трех шнуров и вращали их налево, а с другой стороны забора четвертый мужчина держал крюком (ыргах) все концы вместе и закручивал их в противоположном направлении. Аркан получался разноцветным. Помимо арканов, из мягкого волоса гривы делали поводья для коня, вожжи, чиле для телят, петли на зверьков и т.д. Волосяными нитками сшивали бересту, туеса, прошивали войлок и т.д.

Для скручивания кожаных арканов необходимо было заготовить «сарым» - длинные, узкие, шириной в два пальца кожаные ремешки. Шкуру крупного скота снимали чулком и замачивали в воде. Затем, начиная с центра, резали длинную ленту вдоль по кругу. Полученный кожаный ремень растягивали зимой на кольях. С промороженной кожи шерсть соскабливали ножом. В конце ее мяли и смазывали конским жиром. Затем брали три ремешка «сарым» и скручивали кожаный аркан таким же способом, как и волосяной. Из сарыма хакасы выделывали недоуздки, свивали плети, сплетали восьмигранные нагайки, делали витые уздечки и т.д.

Хакасы знали ткачество. Хакасский ткацкий станок (сохчан тубел) по своей конструкции относился к станкам горизонтального типа, с одной нитченкой и основоразделителем, приводимым в движение руками. Станок устанавливался на полу юрты. Нитки основы привязывались к двум колышкам, вбитым на расстоянии 2 - 3 м друг от друга. В основе насчитывалось 50 ниток. Ширина ткани равнялась 25 см. Хакасы ткали: «озан» - крапивную матерью, «сабыр» - конопляный холст, «киден» - льняное полотно, «таар» - полушерстяную материю и «сикпен» - сукно.

В 17 - 18 вв. хакасы подтаежных районов  добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи «хура» сооружались из глины внутри зимних жилищ. Железную руду очень мелко толкли в ступах, а затем небольшими порциями вместе с углем сыпали в небольшое верхнее отверстие печи. Двумя мехами (корж) постоянно нагнетали воздух и поддерживали высокую температуру горения. За одну плавку получали до 1,5 кг. железа. Кузнецы изготовляли ножи, тавра для скота, озопы для копания кореньев, абылы и т.д.

У хакасов существовало ювелирное ремесло. Ценились изделия из серебра. Из нее делали перстни, серьги, огнива, наборную упряжь и т.д. Мастера изготавливали и трубки «ханза». Трубки делались из нароста лиственницы. На ее поверхности вырезался орнамент так, чтобы все бороздки соединились. Затем трубку плотно закрывали деревянной формой и через отверстие заливали расплавленное олово. Последнее расходилось по всем желобкам, образуя узорчатый пояс. Готовые рисунки зачищались ножом и шлифовались. В долине Июсов, делали курительные трубки - «тас ханза» - из мягкого камня агальматолита (сарыг тас).