Промыслы хакасов


Богатая природа юга Среднего Енисея обусловила развитие промысловых занятий хакасского народа. Хакасы занимались охотой, рыболовством, промыслом кедрового ореха, бортничеством и собирательством.

Люди охотились на копытных, хищных, пушных зверей в осенний, зимний и весенний периоды. Копытных добывали и летом. Промышляли индивидуально и коллективно. Во время коллективной охоты хакасы объединялись в артель - «аргыс», из 4-6 человек. Руководил артелью «одаг пазы», самый уважаемый среди охотников. Юношей приучали к охоте с 15 лет - возраста хакасского совершеннолетия. К 18 годам они становились самостоятельными звероловами. У каждого хакасского рода были свои охотничьи угодья. Например, у сагайцев и бельтырцев местами охоты были угодья по р. Казыру - притоку р. Томь, в верховьях р. Аскиз - гора Харлыган, Небесный зуб и др. Традиционным оружием охоты у хакасов был лук со стрелами. Поражающая дистанция достигала до 200-300 шагов. Наряду с луком охотились кремневыми и пистонными ружьями. Боеприпасы находились в кожаном ремне «харланчых» (натрушка). Хакасы на охоте применяли до 30 различных приспособлений (плашка, самострел, сети, петли, железные капканы и т.д.). Промысловая одежда состояла из войлочной куртки, штанов, шапки и рукавиц. Обувь шили из камусов копытных. Зимой средствами передвижения были лыжи «сана» и нарты «санах». Звероловы во время промысла жили в балаганах «одаг».  Продовольствие было общим и охотники питались из одного котла. Собак кормили сырцами, смешанными  с конопляным маслом - «тохчах». Вечером охотники собирали всю добычу в одну кучу. После ужина все отдыхали, рассказывали кип-чоохи, сказки и легенды.

Рыболовством занималось население таежной зоны Хакасии.  Жители степных районов рыбной ловле не придавали большого значения, при этом называя ее иносказательно «суг хурты» - буквально «водяной червь». В реках и озерах Хакасии водилось около 20 различных видов рыб: таймень, осетр, стерлядь, ленок, хариус  и др. К наиболее ценным породам рыб относились осетр, стерлядь, хариус и таймень. Основными рыболовными снастями для хакасов служили невод, сеть, верша, котцы, также была распространена удочка. Рыбу ловили также петлей, стреляли из лука, били острогой. На больших реках рыболовы использовали лодки - берестяные и лодки-долбленки.

Промысел кедрового ореха в хозяйстве всегда имел существенное значение. Промышляли хакасы артелью - «аргыс», состоявшей от двух до шести человек, иногда больше. Продукты питания доставлялись осенью и  весной на лошадях, а зимой - на охотничьих нартах. Промысловики жили в балаганах. В одном шалаше проживали от четырех до шести таёжников. Они во время промысла надевали холщовые рубахи из крапивного или конопляного холста.

Осенью орех добывали тремя способами: залезанием на кедр, сбиванием кедровых шишек с помощью колота и собиранием паданки. Зимой также занимались промыслом ореха. Для этого уходили в тайгу на одну-две недели. Добытчики, также как и осенью, залезали на кедр и сбивали шишки. Вывозили кедровый орех на нартах. Весной промысловики собирали только паданку, так как осенью впоследствии сильного ветра и снегопада кедровые шишки попадали под снег и лежали там до весны. Кедровые шишки обрабатывали деревянными терками с зазубринами - «паспах». На одно хозяйство добывали от 150 кг до 700 кг орех, т.е. от 5 до 20 мешков чистого ореха.

Бортничеством занимались мужчины летом, когда пчелы собирали мед. Разыскивали пчелиные дупла с помощью солонца для пчел - «марачы». В качестве солонца служила береста (шириной около 20 см, длиной 30 см). На нее клали мох, пропитанный мочой, запах которой привлекал пчел. Таёжник клал солонец на открытой поляне или возле ручейка и наблюдал за ним. Пчела садилась на солонец и, насытившись солью, улетала в улей. Промысловик, наблюдая за пчелой, определял место нахождения дупла и помечал дерево с дуплом тамгой. После чего дерево с дуплом помечалось тамгой. Осенью на это место он приезжал с близкими родственниками. С одного пчелиного дупла добывали от трех до 10 пудов таежного меда.

Собирательством занимались женщины и дети. Из съедобных кореньев выкапывали и собирали: сарану, кандык, гусиные лапчатки, хлебенок и черемшу. Из ягод: чернику, бруснику, плоды боярышника, черемуху и др. Сарану и кандык выкапывали корнекопалкой «озоп». Это орудие представляло изогнутую палку, на конце которой насаживалось железное лопатообразное основание. Добыча кандыка начиналось в мае. На одно хозяйство заготавливали до трех мешков свежего кандыка. Выкопанные коренья мыли, нанизывали в связки и сушили. Сажень сушеного кандыка продавали за одну овцу. В июне женщины выкапывали сарану. В день добывали до двух-трех ведер коренья. Эти корни также мыли и сушили на солнце, разложив на аатыс - маты (приспособления, сделанные из ивовых прутьев). Сушеные корни сараны и кандыка клали в суп вместо крупы, мололи в ручных мельницах. Из полученной муки варили кашу. Некоторые варили в свежем виде. Из этих же кореньев пекли лепешки, готовили полуфабрикат - «угба». Из него варили супы или готовили кашу. Другие съедобные коренья хлебенки, гусиные лапчатки выкапывали с помощью «чухчаса». Чухчас представлял собой заостренную палку длиной 30-40 см, диаметром 3 см. Выкопанные коренья ели в свежем виде или пекли в золе, варили супы и употребляли вместо приправ.

Хакасы занимались также сбором дикой гречихи - «кырлых». Собрав ее, мололи на ручных мельницах, а из полученной муки готовили кашу, которую заправляли маслом. В июне таежные жители ездили за черемшой. Употребляли ее в свежем виде и солили. Также хакасы собирали дикий лук, горный лук и дикий чеснок.

Собирали ягоды в июле, августе и сентябре. употреблялись они в сушеном или в свежем, толченом виде, со сметаной. В ХХ в. под влиянием русской культуры хакасы стали варить варенье.