Убиение земляного червя

Земледелие на территории Хакасии существовало на протяжении многих столетий. Ко времени прихода русского населения земледелием занималось только подтаежное население. По хакасским преданиям, земледелие пришло в упадок во времена монгольского нашествия. После отгремевшей монгольской эпохи земледелие в Хакасии возродили бельтыры в долине р. Абакана. Они во времена военных баталий сохранили в своих тайниках зерна ячменя и стали первыми его сеять.

До XIX в. основной посевной культурой являлся именно ячмень, который особенно хорошо рос в подтаежной зоне на склонах гор. Из него делали традиционный талкан. Процесс приготовления талкана был очень трудоемким. Сначала ячменные зерна поджаривали в железных чашах, рушили в ступках, затем веяли на веялках и на конечном этапе мололи на ручных мельницах. Талкан являлся одним из излюбленных продуктов хакасов. Из него готовили около десяти различных кушаний. Наиболее сытным блюдом являлся саламат из талкана с маслом и молотой черемухой. В жаркие знойные дни для утоления жажды и голода делали напиток из талкана с водой и медом, также его употребляли с молочным напитком айраном.

Xакасы, кроме ячменя, сеяли пшеницу (пугдай), ярицу (арыс), овёс (сула), озимую рожь (чадыган), гречиху (хырлых) и просо (таран). Наряду со злаковыми культурами садили и технические культуры - коноплю (киндiр) и лён (олен киндiр). Из конопли и льна изготавливали нитки, и ткани, а также получали растительные масла.

Полевой сезон земледельцы начинали в начале мая. Это время отразилось и в календаре хакасов, где май назван «хыра тартчан ай» - месяц вспашки поля или «хыраа сыхчан ай» - месяц выезда в поле. Во время вспашки хакасы придерживались различных примет и суеверий. Например, не умывали лицо, чтобы смыть свое счастье. По представлениям хакасов, женщина являлась не чистым существом, поэтому во время полевых работ запрещалось ублажать свою жену и даже спать с ней, иначе на поле могли появиться сорняки. Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д. Для того, чтобы определить, пригодна ли земля для посева, применяли народный способ. Для этого мужчина оголял нижние части тела, садился на вспаханную землю и закуривал трубку. Если за время ее выкуривания нижние части тела не замерзали, то можно было сеять.

Основным традиционным земледельческим пахотным орудием являлся «абыл». Абыл представлял собой массивную железную лопату с насаженным под углом черенком. Боронили пашню деревянными боронами из суковатого обрубка дерева, а позже стали использовать борону из железа. В XIX в. возродилась древняя оросительная система. Сначала ирригационные сооружения использовались для мочения покосов. В Хакасии насчитывалось 66 оросительных канав общей протяженностью 200 км., которыми пользовались 76 аалов. В связи с возрождением поливного земледелия на смену «абылу» пришла одноконная соха - «ат салда», заимствованная у русских крестьян. Впоследствии одноконная соха была заменена более усовершенственным орудием - пароконная соха (азыр салда). В начале ХХ в. появились железные плуги, которые хакасы именовали хара салда - черная соха.

Хакасы сеяли  вручную, разбрасывая семена по вспаханному полю. Во время посева применяли свои фенологические наблюдения. Например, если в степи появлялось марево, то заморозков не будет. Появление большого количества цветков у лютиков благоприятствовало всходу хлеба, если же их было мало, это было признаком неурожайного года, и тогда сеяли хлеба в два раза больше. Появление пырея, лебеды и повилики было признаком истощения пашни, а признаком восстановления - появление лютика. На пашнях сеяли в течение 10 - 20 лет, после чего земле давали отдохнуть. Новые земли вспахивали в начале июня, после всех посевных работ. На поднятой целине сеяли только через год, для того чтобы на нем образовался хороший перегной.

После посева в поле организовывали «урен-хурты» - праздник убиения земляного червя, неизвестный другим тюркоязычным народам. Земледельцы, собравшись все вместе, организовывали застолье. В начале проводили обряд окропления хлебным вином засеянных пашен, при этом просили землю оградить молодые побеги от сорняков и вредителей, а самое главное - дать хороший урожай. После проведенного обряда угощали друг друга «дарами, посланными богом».

Уборка урожая начиналась в конце августа, который назывался «оргах айы» - месяц жатвы. Жали хлеб серпом и косой-литовкой, связывая его в снопы (поом). Когда они просыхали, то их складывали в скирды или суслоны (копен). Скирды, в свою очередь, укладывали в клади. Для сохранности зерна кладь огораживали и закрывали соломой и так оставляли на зиму. Подсушенные в скирдах снопы хлеба в сентябре свозили на очищенную площадку «уртун», рядом с пашней. На площадке в ряд вбивались раздвоенные колышки, на которых укреплялась горизонтально жердь - «артпах». Снопы ровными рядами укладывали на жердь таким образом, чтобы колосья свешивались за неё. Затем небольшим огоньком из бересты жгли стебли у осно­вания колосьев. Колосья падали на площадку, а солома отбрасывалась в сторону. После этого молотили хлеб колотушкой и веяли на ветру.

Зерно хранили вблизи пашен на склонах гор в ямах - ора. Дно и стенки ямы сначала выжигались, а затем обшивались берестой. Население в таежной части хранило свой урожай в специальных лабазах, в берестяных коробах. Зерно, предназначенное для употребления, держали в закромах юрты. После уборки урожая под руководством почетного старца праздновали Уртун-тойы - праздник урожая. Зерно хакасы молотили на каменных и деревянных ручных мельницах (теербен), а также растирали на каменных зернотёрках (паспах). С широким развитием хлебопашества в конце XIX в у хакасов появились и водяные мельницы.

Земледелие являлось важной отраслью хозяйства хакасов, и недаром об одном орудии земледельца сложили загадку: Мой саврасый конь играет на песке, на его хвосте я сам играю (абыл).