Становление культуры енисейских кыргызов

История средневековой Хакасии связана с историей енисейских кыргызов - этносом, проживавшим на протяжении всего средневековья на степных и лесостепных просторах Хакасско-Минусинской котловины. Период с VI по начало IX веков можно охарактеризовать как эпоху становления культуры енисейских кыргызов. На первоначальном этапе происходит активная переработка традиций предшествующей таштыкской культуры (I в до н.э. - V в н.э.) в соответствии с новыми историческими реалиями. На первых порах у средневекового населения Хакасии сохранялась посуда, выполненная по таштыкским технологиям, бытовали многие вещи таштыкского облика, в частности, амулеты в виде пластины с двумя лошадиными головами.

В то же время кыргызы в эпоху становления и формирования своей культуры активно впитывали культурные достижения извне. Особенно большое культурное влияние на них оказывали кочевые империи Центральной Азии. Облик многих вещей средневековой материальной культуры Хакасско-Минусинской котловины имеет черты, присущие общей культуре кочевых народов степной полосы Евразии. В первую очередь это касается убранства коня, вооружения, портупеи воина, некоторых орудий труда и предметов быта.

У южных соседей заимствуется техника гончарного производства керамической посуды и технология отмучивания глины. Именно по таким технологиям изготовлялись так называемые «кыргызские вазы», которые представляют собой сосуды с яйцевидным или шарообразным туловом, узкой и невысокой горловиной. Они обычно орнаментировались двумя поясами, расположенными на расстоянии друг от друга, пространство между которыми заполнено зигзагообразной полосой, или спиралевидными отростками, исходящими из одного из поясов, или третьим поясом, расположенным посередине.

Самым значимым в культурном отношении заимствованием енисейских кыргызов у древних тюрок являлась орхоно-енисейская руническая письменность, которая распространяется в долине Среднего Енисея с VIII в. Большая часть сохранившихся памятников енисейской рунической письменности -  погребальные эпитафии, высеченные на каменных стелах. Также сохранились краткие надписи на стелах древних курганов, скалах и вещах, что говорит о широком распространении письменности в кыргызской среде.

Значительную роль в становлении и развитии культуры енисейских кыргызов сыграла внешняя торговля, которую они с различной степенью активности вели на протяжении всего средневековья. Ученые считают, что в долину Енисея вело северное ответвление Великого шелкового пути. Через этот путь из Средней Азии, Тибета и Китая ввозились лаковая и серебряная посуда, зеркала из металла, различные украшения, бусы и раковины каури, парадное оружие и, конечно же, шелк. Необходимо выделить среди ввозимых товаров составные части плуга - чугунные лемеха и отвалы, произведенные в Китае. Их использование значительно повысило культуру местного земледелия.

Культурное влияние проходило далеко не всегда в ходе мирных контактов кыргызов с кочевыми империями Центральной Азии. Практически все они пытались завоевать территорию Хакасии. Одним из первых народов, покоренных каганом Первого Тюркского каганата Муханом в 554 г., был Цигу, так в китайской транскрипции в это время звучал этноним кыргызы. В 629 году кыргызов завоевывает государство племени Сейяньто. После образования в 682 году Второго Тюркского каганата кыргызский правитель Барс-бек провозглашает себя каганом. Тюркский каган Капаган на правах равного отдает ему в жены свою младшую сестру. Но зимой 710-711 г., совершив обходной маневр, тюркские войска разбивают армию кыргызов и убивают Барс-бека. В долине среднего Енисея на правах завоевателей остались проживать многие тюркские воины, хоронившие своих покойных по обряду трупоположения с конем.

У кыргызов же сформировался свой обряд захоронения. Ученые отмечают в нем как ранние таштыкские традиции, так и отчасти тюркское влияние. Для умерших сооружали своеобразные курганы - чаа тасы. Такое название дали им хакасы, оно означает в переводе на русский язык "камень войны". Согласно преданиям, каменные стелы появились здесь во время сражений эпических богатырей. Они, обладая невероятной богатырской силой, отламывали огромные камни от скал и кидали их в своих врагов. Камни, с силой врезаясь в землю, образовывали скученное скопление длинных столбообразных стел.

Обычно чаа тасы располагаются на возвышенном участке местности. Курганы размещаются цепочками, вытянутыми с севера на юг. Они первоначально представляли собой квадратную, прямоугольную, округлую или многогранную каменную ограду, выложенную из горизонтально положенных плит. По периметру этих каменных оград, на небольшом расстоянии, симметрично устанавливались высокие столбообразные каменные стелы. Число их колебалось от 4 до 12. У некоторых крупных курганов с юго-западной стороны две плиты несколько выносились в сторону, образуя тем самым символический «вход в дом мертвых».

Внутри ограды располагалась квадратная или прямоугольная яма с округленными углами, покрытая каменными плитами и деревянными жердями. Ее стены обычно обкладывались деревянным тыном, состоящим из небольших столбиков. Пол в погребальной яме мог быть покрыт берестой. На дне обычно располагалось 1-3 скопления сожженных костей усопших, которых кремировали на специальном погребальном огне вне могилы. Иногда прах помещался в специальные сосуды-урны, берестяные коробки или мешочки. Сопроводительную жидкую пищу клали в грубо выполненные горшковидные сосуды. Вино наливали в «кыргызские вазы». Также в могилу клали большое количество мяса овцы. Могли положить куски от 4 до 17 особей, преимущественно задних частей. Реже клали мясо коровы и лошади. Из погребального инвентаря в могилах встречается железное оружие, детали сбруи, украшения. Так хоронили элиту общества. Простолюдинов хоронили на этом же кладбище, только под менее монументальными каменными конструкциями, которые не имели стел. На территории чаа тасов обычно много детских могил. Детей хоронили без обряда кремации.