Склепы и могилы с посмертными масками

В ходе внешнеполитических событий, связанных с завоеваниями хуннов, в Хакасию проникают тюркоязычные племена, названные в древнекитайских хрониках как гянь-гунь. По мнению синологов, это название является искаженным этнонимом кыргыз. В процессе смешения пришлого населения в I в до н.э. с тагарцами образуется новая археологическая культура - таштыкская.

В это время в быту начинается широкое распространение предметов из железа. Я.И. Сунчугашев обнаружил более 100 железоплавильных печей таштыкской эпохи, которые представляли собой ямы с отходившим от них поддувалом. Сейчас установлено, что в это время в Хакасии были известны пахотные земледельческие орудия. На поздних этапах этой культуры появляются металлические стремена и седло, что существенно повлияло на развитие всадничества. Всадник-воин становится одним из основных персонажей на таштыкских наскальных рисунках.

Об этнически неоднородном составе населения в это время говорит погребальный обряд. В таштыкскую эпоху людей хоронили как в грунтовых могилах, так и в склепах. Нередко те и другие располагались вблизи друг от друга. Грунтовые могилы в основном представляли собой невысокий деревянный сруб, поставленный в глубокую яму. Сверху он был перекрыт бревнами и плотно обернут берестой. В некоторых случая такое перекрытие сруба сохраняется до современности. В начале ХХ столетия отмечен случай, когда в такую грунтовую могилу провалился человек. Могильники, состоящие из таких могил, могут насчитывать до нескольких сотен погребений. Они обычно располагались преимущественно на склонах сопок. А иногда такие могилы устраивали в насыпях тагарских курганов.

Склепы имели более сложную конструкцию. Обычно их сооружали на возвышенном месте. При сооружении склепа первоначально выкапывали обширный прямоугольный котлован, по периметру которого возводили стену-крепиду из плитняка шириной до 1 м. Конструкция склепа во многом зависела от его площади. В малых склепах устанавливался низкий сруб или клеть. Стенки ямы обкладывались плитами песчаника. В больших склепах, достигавших площади 90 м2, стены внутри котлована обставляли тыном. И уже внутри огороженного тыном пространства возводились высокий деревянный сруб или клеть. Перекрывали склепы мощным накатом из бревен и сверху устилали берестой. Поверх перекрытия укладывались каменные плиты и дерновина. С западной стороны к склепу вовнутрь вел вход, имевший ступеньки. Внутри усыпальницы иногда устанавливали специальные полати для покойных.

После окончания захоронений склепы обычно поджигались изнутри. Из-за недостатка кислорода огонь не мог полностью выжечь дерево, и оно обугливалось, в результате чего сохранились очертания многих деревянных изделий, сопровождавших усопших. Так сохранились деревянные скульптуры животных (оленей, баранов) и людей. Особо интересными находками являются обугленные планки, на которых представлены изображения сцен охоты, зарисовки хозяйственной деятельности и военных действий. Считается, что на этих планках отображались иллюстрации к эпическим сказаниям.

В обоих типах захоронения хоронили по обряду как трупоположения, так и кремированные останки. При этом отмечается, что в склепах большей частью представлен обряд трупосожжения на стороне, а в грунтовых могилах чаще встречается трупоположение. Исследования антропологов показали, что среди лиц, захороненных по обряду трупоположения, преобладают женщины. А сожженные покойные обычно являлись мужчинами. Установлено, что перед захоронением трупы подвергались мумифицированию, включавшим трепанацию черепа и обмазывание гипсом головы. Тело бальзамировали, извлеклись внутренние органы.

В хорошо сохранившихся грунтовых могилах остались неистлевшие куклы, сделанные из шкур домашних животных, плотно набитых травой. Внутри этих кукол были обнаружены меховые мешки с кальцинированными костями покойных, сожженных на ритуальном костре. Это дало повод, утверждать, что во всех случаях, когда встречается только кучка кальцинированных костей, когда-то тоже лежали подобные куклы, просто они не сохранились.

Поверх головы такой куклы и лиц мумифицированных трупов укладывалась посмертная маска, выполненная из глины с примесью известняка или гипса. Маску лепили как по слепку, снятому с лица трупа, так и на кожаных овальных болванках, отпечатки которых встречаются на внутренней стороне. Лицу, как считается, придавали портретное сходство с умершим. Маски могли покрывать только лицо, а могли иметь форму бюста. После изготовления они покрывались изображениями разного цвета. Обычно на лбу красной краской рисовали спираль, на щеках и подбородке - красные пятна. Носы раскрашивались поперечными полосами, а на шее могли быть изображены ожерелья.  Интересно отметить, что среди лиц, запечатленных на масках, встречаются как ярко выраженные европеоиды и монголоиды, так и смешанный антропологический тип. Все это свидетельствует о сложной этнической ситуации в таштыкском обществе.

Одни из часто встречающихся в склепах предметов - это разнообразные бронзовые пряжки. Самый распространенный тип представляет собой прямоугольный щиток с овальным кольцом, на конце которого имеется язычок для крепления ремня. Также получают широкое распространение бронзовые амулеты в виде лошадиных голов, повернутых друг от друга. Многие ученые считают, что этот амулет является прямым продолжением тагарских ПННов с головками животных на концах.

Керамическая посуда таштыкской культуры также имеет свою преемственность от тагарской. Нередко археологи, находя безорнаментированные лощеные фрагменты керамики, точно не могут определить, к какой из этих двух культур они принадлежат. В таштыкское время лепили кубковидные, баночные, сферические и бомбовидные сосуды. Появляются горшковидные сосуды со специальными ушками, отверстиями, чтобы можно было повесить горшок над костром. Некоторые горшки напоминают по форме кувшина. (Рис. Таштыкские сосуды)