Хакасия в скифскую эпоху

В конце бронзового века начинает распространяться верховая езда на коне - это ознаменовало новую эпоху в истории Великой степи Евразии. Эпоху всадничества и номадизма. Эпохальные события начинают в корне изменять культуры степных племен. Это также коснулось и карасуской культуры, носители которой проживали в Хакасско-Минусинском крае. На ее основе к VII веку до н.э. формируется новая тагарская культура. В сложении этой культуры также приняли участие переселенцы с берегов Оби, остатки андроновских племен. Передвижение племен, вероятнее всего, связано с изменениями климата, который значительно увлажнился.

Хакасию до этой эпохи еще не населяло такое огромное количество людей.  Эта культура оставила самое большое количество археологических памятников. Практически все курганы, хорошо видимые в степи, малые и большие, без которых сложно представить ландшафт хакасских степей, были сооружены тагарцами. Наверное, нет в Хакасии ложбины и долины, где не встретишь эти курганы. Они могут стоять по одному, особенно большие, а могут составлять целые могильные поля. Первоначально даже культуру эту С.А. Теплоухов назвал курганной. В тагарскую ее переименовал С.В. Киселев, по наименованию острова и озера, где в конце ХIХ столетия были произведены раскопки, давшие показательный материал.    

Столь бурный рост населения ученые связывают с интенсивным развитием основных видов хозяйственной деятельности - скотоводства и земледелия. В эту эпоху широко распространилась верховая езда на коне и усовершенствовалась упряжь. Это дало стимул для более мобильного ведения скотоводства, позволяя одному хозяйству эксплуатировать обширные пастбища и тем самым увеличивать поголовье скота. Я.И. Сунчугашев доказал, что многие оросительные каналы, остатки которых до сих пор встречаются в степи, сооружены именно в тагарскую эпоху. Большей частью они использовались для орошения пастбищ, что, естественно, увеличивало их травостой. Также ирригационные системы применяли для орошения посевов. В это время совершенствуются орудия мотыжного земледелия, появляется бронзовый наконечник мотыги, увеличиваются в размерах бронзовые серпы, используемые для сбора урожая. Точно установлено, что в это время начинает использоваться вращающаяся зернотерка, которая значительно повышает производительность переработки зерна.

Эпоха, в которую развивается тагарская культура, обычно в науке называется ранним железным веком. Но вот парадокс, железные изделия в курганах этого времени практически не представлены,  найдены в основном бронзовые предметы. Железо же у тагарцев появляется на последних этапах существования их культуры. Во многом это связано с высоким уровнем бронзолитейного дела, которое полностью удовлетворяло потребности общества, а также с доступностью медной руды. Интересно отметить, что первоначально преимущество железа над бронзой не было по достоинству оценено. Так, например, при изготовлении кинжалов тагарские кузнецы делали из твердого железа рукоять, а из более мягкой бронзы - лезвие.

Широкое распространение конной верховой езды не только благоприятно сказалось на скотоводстве, но и на развитии всей культуры. Общество стало более мобильным, значительно увеличились контакты разного характера с соседями. Весь степной пояс Евразии в это время был объединен в единое культурное пространство. Некоторые вещи, найденные в тагарских курганах на берегах Енисея и Абакана, аналогичны предметам из курганов знаменитых скифов Причерноморья. Порой кажется, что они сделаны одним мастером. Практически на всех степных просторах Евразии в это время можно встретить такие же, как у тагарцев, бронзовые удила, кинжалы, стрелы. И, конечно же, образцы художественного бронзового литья, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле.

Название этого стиля говорит само за себя, основными персонажами этого искусства являлись дикие и домашние животные. Одним из распространенных животных, которого изображали тагарцы, был горный козел. Изящные бронзовые фигурки этого зверя украшали специальные колоколовидные навершия, которые устанавливались на столбики по углам погребального ложа. Также их припаивали по верху ритуальной факельницы. Помимо горного козла изображались кабан,  волк, барс, головы птиц. Ими украшались ножи, кинжалы, зеркала, пряжки, чеканы (боевое оружие в виде клевца).

Появившийся еще в карасукское время коромыслообразный предмет неизвестного назначения в период расцвета тагарской культуры уменьшается, стилизуется и на концах украшается головками лошадей и лосей, превратившись из реального предмета в нашивную бляшку, имевшую сакральный смысл. Помимо таких бляшек, были широко распространены бляхи в виде изображения животного. Например, оленные бляхи, на которых передан рельеф оленя с поджатыми к брюху ногами, вытянутой шеей и нереалистично ветвистыми рогами. Иногда такие бляхи оборачивали золотой фольгой для большего блеска, так как они, вероятнее всего, символизировали солнце. Вполне закономерно, что искусство тех далеких племен было неразрывно связано с их религиозными представлениями. 

Скифо-сибирский звериный стиль отобразился и в наскальном искусстве. Надо отметить, что в Хакасии рисунков на скалах и на курганных стелах, относящихся к тагарской культуре, значительно больше петроглифов других эпох. Здесь, в отличие от бронзовой пластики, изображались не только животные, но люди. Наиболее распространенный персонаж - это человек с ярко выраженными мужскими признаками. Помимо статичных фигур, часто встречаются батальные сцены и сюжеты из мирной жизни. Особо необходимо отметить знаменитую Боярскую писаницу, на которой изображено целое селение позднетагарского времени. По ней можно судить о быте той эпохи. Здесь представлены изображения срубных домов, юрт, людей, домашних и диких животных. Изображены большие бронзовые котлы, с поддоном и ручками по венчику, в которых варили пищу для большой патриархальной семьи. Причем подобные котлы тагарцы изготовляли в реальной жизни. Это позволяет считать, что все, что изображено на этой писанице, отражение реально существовавшей картины жизни.