Древние бронзолитейщики

Слух о том, что андроновцы нашли чуть ли не скотоводческий рай на северных отрогах Саяно-Алтая, разлетелся по многочисленным родственным племенам, широко расселенным по просторам казахской степи. И в XIII в до н.э. некоторые из них в поисках лучшей доли переселяются в Хакасию. Теперь здесь андроновские племена начинают значительно преобладать над окуневцами. Они начинают их постепенно вытеснять с их исконных южных территорий, а некоторая часть окуневцев вливается в новый формирующийся этнос, и образуется новая культура, которую археологи назвали карасукской в честь речки Карасук (что в переводе с хакасского обозначает «черная вода», так обычно обозначались небольшие речки и ручьи). На одной из таких речек на севере Хакасии С.А. Теплоухов исследовал могильник этой культуры. И хотя он был далеко не первый, изученный археологами, он дал наиболее представительный материал. 

На первых этапах карасукцы вели полукочевой образ жизни. На это указывает тот факт, что до настоящего времени археологам крайне редко встречаются поселения раннекарасукского периода, что обычно бывает, когда люди проживают на одном месте недолго, не оставляя после себя значительных следов пребывания. Возможно, сказывались хозяйственные традиции пришедших из сухих степей мигрантов, и не исключено влияние увеличения в это время сухости климата, не дававшего больших возможностей для ведения комплексного хозяйства. К тому же в это время начинается использование лошади для верховой езды. 

На втором этапе существования карасукской культуры люди переходят на  более оседлый образ жизни, что было связано с развитием земледельческого хозяйства. Об этом свидетельствует появление массивных бронзовых серпов-секачей. Для размола крупы стали использовать плитки песчаника в качестве зернотерок. Поля, скорее всего, обрабатывались мотыгами. Появляются долговременные поселения, на них сооружаются полуземлянки. Обычно они были прямоугольные, как небольшие, так и обширные, до 200 м2. В землю такие жилища углублялись на 1-1,5 м. Кровля опиралась на столбы, а стены укреплялись деревом. Вход вырывали сбоку в земле, но и не исключено, что зимой, когда в основном использовались такие жилища, входом служило и дымовое отверстие крыши. Пол жилого пространства обмазывали глиной, здесь располагались очаг и хозяйственные ямы. Вдоль стен сооружали нары.

Но помимо полуземлянок карасукцы строили и наземные сооружения. Так на поселении Торгажак, в Аскизском районе, исследованном в конце 80-х годов ХХ века Д.Г. Савиновым, было обнаружено 5 таких конструкций. Это были крупные сооружения прямоугольной формы, достигавшие площади более 250 м2. Они располагались П-образно по отношению друг к другу и были соединены узкими переходами. Основная часть пострек была каркасно-столбового типа, достигавшей в высоту 3,5 м. Такие жилища использовали летом, и в них не разводили огня для отопления помещения.

Наиболее существенным достижением карасукцев по сравнению с предшествующими поколениями были их успехи в металлургии бронзы. Они стали добывать больше медной руды и для выплавки меди стали сооружать из песчаника сложные по конструкции печи. Карасукские кузнецы знали такие методы металлообработки, как литье, ковка и пайка. Из бронзы стали изготовлять разнообразные предметы. Большое распространение получают бронзовые ножи с разной степенью изогнутости. Встречаются коленчатые ножи, у которых лезвие образуют тупой угол с рукоятью. Интересно отметить, что в Китае в эпоху Чжоу ходили монеты-ножи, по форме схожие с карасукскими ножами.

Помимо ножей изготавливают кинжалы с перекрестием, и без него. Многофункциональными были кельты, использовавшиеся как топоры и как тесла, не исключено, что они использовались и в качестве оружия. Специально для военных целей производили наконечники копий с длинной прорезью вместо втулки. Из бронзы начинают изготовлять и наконечники стрел. На втором этапе карасукской культуры появляется загадочный коромыслообразный предмет. Археологи до сих пор теряются в догадках, что это такое. Его так и назвали предметом неизвестного назначения, сокращенно - ПНН. Существуют две версии относительно предназначения этого предмета. Во-первых, археологи предполагают что это - накладка на лук, во-вторых, что при помощи него колесничий удерживал поводья, освобождая руки для стрельбы из лука. Разнообразна серия бронзовых украшений - это височные кольца, серьги, перстни, браслеты, сферические бляшки, лапчатые подвески, розетки из соединенных полусфер, бусы-пронизки, кольца и колечки из проволоки и др. В конце карасукской эпохи появляются бронзовые дисковидные зеркала. Особо следует отметить появление художественного литья. Рукояти ножей и кинжалов украшались головами горных козлов, баранов и лосей. Помимо этого, кинжалы, ножи и кельты декорировались простыми геометрическими орнаментами.

Карасукская керамика этого времени также своеобразна. Сосуды имели уплощенное или округлое дно, реповидное тулово и прямой венчик. Позже появляются удлиненные круглодонные и яйцевидные сосуды. Они орнаментировались не одинаково, некоторые из них вообще не имели декора. Но имеется серия богато орнаментированных сосудов с узором в виде рядов ромбов, сложных треугольных фестонов, зигзагов, заштрихованных треугольников. На последней стадии культуры появляется традиция украшения венчика, обычно косыми насечками.

В эпоху развития карасукской культуры в Хакасии наблюдается существенное увеличение плотности населения. Сейчас известно огромное количество могильников этого времени, которые располагаются не только на прибрежных участках как раньше, но и далеко в степи и на горных перевалах. Могильники могут состоять из сотни плоских курганов, расположенных в определенном порядке. Курганы этого времени выглядят в виде небольшой прямоугольной или квадратной каменной ограды из поставленных на ребро плит песчаника, в центральной части которой расположен обычно один каменный ящик, перекрытый плитами. Погребенного укладывали вдоль северо-западной стенки со  слегка согнутыми в коленях ногами. На последней стадии культуры погребальный обряд становится более разнообразный.  

О религиозных верованиях карасукцев с наибольшей выразительностью рассказывают найденные на поселении Торгажак плоские речные гальки с гравированными рисунками. На многих из них изображались антропоморфные лики с прорисовкой человеческих фигур. Считается, что это нарисованы одетые женщины. Также наносились разные заштрихованные геометрические узоры. По мнению Д.Г. Савинова эти гальки связаны с обрядами плодородия и деторождения.