Ветвь индоевропейского языка в Хакасии

В то время как люди на берегах Енисея ваяли из каменных глыб своих причудливых и фантастичных идолов, на бескрайних степных просторах, простирающихся от Уральских гор до Алтая и от Сибирской тайги до полупустынь Средней Азии, начали активно расселяться многочисленные племена. Они преимущественно разводили скот, и это позволило им хорошо адаптироваться в открытой степи. По своему облику они были ярко выраженными европеоидами, говорили они на одном из языков индоевропейской языковой семьи. Некоторые ученые считают, что это были те самые арии, которые, попав в Индию, создадут ведические тексты.

Они обладали передовыми технологиями бронзолитейного дела: в двусторонних каменных формах они выливали втульчатые топоры, так называемые кельты, вислообушные топоры и копья. Вероятно, их беспрепятственному расселению способствовало их совершенное вооружение, в том числе боевая колесница, против которой пешему войну было трудно устоять. Появление колесницы было связано с изобретением колеса со спицами вместо сплошного деревянного диска. Это позволяло значительно облегчить повозку, и тем самым увеличить скорость и маневренность ее передвижения.

В XIV веке до н.э. они, обогнув Кузнецкий Алатау с севера, ворвались на своих колесницах с северо-запада в степи Хакасско-Минусинского края. Кстати, именно в местах, через которые они вторглись, археологи впервые обнаружили их захоронения, возле села Андроново, в окрестностях г. Ачинска. И по этому населенному пункту их культура и была названа андроновской.  

Скотоводы-андроновцы, увидев благодатные степные пастбища Хакасии, решили овладеть этой землей, но жившие здесь идолопоклонники-окуневцы не хотели покидать свою родину и сдаваться без боя. Конечно же, они не могли противостоять захватчикам в открытом бою, где их пешее ополчение сметали андроновские колесницы, но при взятии укрепленных горных поселений окуневцев эта новейшая военная техника была бессильна. Андроновцы так и не смогли полностью завоевать долину Среднего Енисея, овладев только ее северной частью, в то время как на юге продолжали жить окуневцы.

Со временем жизнь перешла в мирное русло, и оба народа стали проживать по соседству, перенимая друг у друга идеи и традиции. Археологи отмечают, что у андроновцев в Хакасско-Минусинской котловине появляются новые формы сосудов, и они, как и окуневцы, начали расписывать днища своих горшков. Кстати, именно керамическая посуда является одной из отличительных черт андроновской культуры на всем ее обширном ареале распространения. Посуда андроновцев была двух видов: во-первых, сосуды баночных форм с простым орнаментом, во-вторых, парадная посуда в виде горшков с плоским дном и выпуклым туловом, шейкой и плечиками. Часто эти горшки украшались сложным геометрическим орнаментами, выполненными гребенчатым и гладким штампами. В композицию орнамента в разном сочетании входили зигзаги, ромбы, треугольники, меандры и свастики. Также известно, что андроновцы делали свою посуду из бересты и дерева в виде туесов, бадеек и чаш. Их орнаментировали, раскрашивая краской или вырезая треугольники.

Андроновцы шили одежду из кожи и шерстяной ткани, а украшения в основном изготавливали из бронзы. Из бронзовых округлых пластин выдавливали конические бляшки с двумя отверстиями по краям. Бусы изготовляли из бронзовых пластинок в форме бочонков. Серьги были из проволоки, свернутой кольцом в несколько оборотов. Их также делали из свернутой бронзовой пластины, загнутой в кольцо, у которой один из концов был конической формы. Серьги делали еще из серебра и золота. Запястья андроновцев украшал браслет со скрученными в спираль концами. 

Как и предшествующие племена, андроновцы возводили для усопших курганы с каменной оградой. Их могильники состояли из нескольких десятков курганов и практически никогда не размещались в местах, где находились более древние захоронения. Вероятно, этим они подчеркивали свою непричастность к окуневцам.  В большинстве случаев ограды курганов выкладывались из плашмя положенных каменных плит округлой формы. Иногда ограды были прямоугольные. В среднем ограды достигали диаметром 10 м. и первоначально имели высоту 1 метр. Во многих случаях ограды пристраивались друг к другу.

Обычно в центре ограды было одно захоронение, но есть ограды, где могил найдено больше. Конструкция погребальной камеры у андроновцев разная. Это и простая грунтовая яма, деревянный сруб или рама в один венец, но чаще сооружался каменный ящик из поставленных вертикально плит для захоронения детей, а для взрослых возводилась циста, у которой стенки могильной ямы выкладывались из горизонтально уложенных и хорошо друг к другу подогнанных плиток песчаника. Иногда стенки одной могильной ямы строились по-разному, как у каменных ящиков, так у цист. В могилу умерших укладывали на левый бок с согнутыми в коленях ногами. Руки размещали перед лицом. Обычно в могилу укладывали одного покойного, но бывали случаи, когда хоронили двоих. Как правило, в парных захоронениях женщину располагали за спиной мужчины. Исследователи полагают, что это свидетельствует о существовании у андроновцев парной семьи и главенства мужчины в ней. Известны случаи трупосожжений. Детей хоронили как на общем кладбище, так и на отдельных могильниках. Большая доля детских захоронений свидетельствует о значительной детской смертности.

Сопроводительная пища помещалась в парадных горшках, устанавливавшихся у головы погребенного. Необходимо отметить, что погребальный инвентарь андроновских могил небогат. Возможно, в условиях враждебного окружения изделия из металлов были нужнее живым, нежели умершим. Изучение конструкций курганов андроновской культуры показало, что в их среде выделялись племенные вожди, для которых возводились более монументальные погребальные комплексы, нежели для остальных соплеменников.  Так известны курганы, диаметр ограды которых достигает 30 метров, а высота земляной насыпи - 2 метров. Могильные конструкции этих курганов также монументальнее рядовых, и в них больше сопроводительной пищи.  В одном из этих курганов внутри ограды были зафиксированы останки человеческого жертвоприношения.