Каменные идолы древних скотоводов

При образовании нового народа, которое происходит в ходе смешения разных племен, формируется не только новый антропологический тип людей, но и совершенно новый духовный мир, который не столько механически соединяет мировоззрения разных сообществ, а качественно их преобразует. Именно так случилось в начале бронзового века при образовании народа, который мы условно называем окуневцами. Здесь воедино слились древние охотничьи культы, истоки которых восходят к охотникам на мамонта, и духовные изыскания скотоводческо-земледельческих племен, которые с переходом на новый хозяйственный уклад выстраивали новую картину мира. Возможно, именно этот симбиоз и породил своеобразное и наполненное философскими понятиями религиозное мировоззрение окуневцев. О существовании такового у них свидетельствуют уникальнейшие памятники их культуры - изваяния и стелы с разнообразными изображениями, выполненными в самобытном стиле. Вероятно, высечение на отдельном каменном монолите изображений религиозно-мировоззренческого характера является тоже своего рода симбиозом пришлых и местных традиций. Некоторые ученые считают, что традицию установления менгиров в степи в Хакасию привнесли еще в эпоху афанасьевской культуры. Традиция изображения на скальных выходах рисунков, отражающих религиозное восприятие мира, была распространена в Хакасии еще во времена неолита. Идея же совместить эти традиции могла родиться только в формирующемся из разных племен этносе, каковым и были окуневцы.

Они не только наносили изображения на камень, но и пытались им придать объем, из-за чего их и называют изваяниями, хотя, строго говоря, скульптурным изображением их не назовешь. Для своих произведений ваятели выбирали каменные удлиненные глыбы, желательно уже имевшие необходимую форму, дабы облегчить свой труд по обработке камня. В качестве материала в основном использовался широко распространенный в Хакасии песчаник, а также более твердый гранит. После обработки камня изваяние приобретало столбообразную, сигаровидную или саблевидную форму, в высоту достигающее 3-4 м. На узкой грани в центре или немного ниже центра высекались личина и отходящие от нее другие изображения в виде мифических и реалистических животных и сакральных символов. Подобные личины, а также разные животные изображались на плоских плитах и скальных выходах в горах. Уникальными произведениями являются яйцевидные и овальные валуны с изображениями личин. Их хакасы называют кёзе палазы, что означает дитя изваяния.

Личины изображали по-разному. Есть личины простые, имеющие глаза в виде точек, поперечную линию вместо носа и рот. Например, такая изображена на первой стеле могильника Уйбат III и на известной стеле, найденной возле села Онхаков. Также личинам придавали реалистичные очертания. Изваяние с такой личиной - это «Хыс кёзе», что означает «девушка-менгир». Имеется подобное на изваянии с кургана Чалгыс оба, Уникальна личина на саблевидном изваянии Хыс тас (девушка - камень), она расположена не в центральной части изваяния, а на самом верху.  

Самый распространенный стиль изображений личин - это сложный нереалистический или, можно сказать, фантастический. Самая типичная для этой группы личина - на самом высоком изваянии (4,7 м), которое хакасы назвали «Киме тас», что означает «камень-лодка». Она  вытянута и разделена на три части горизонтальными полосами. В нижней части расположен рот, в средней изображен нос. В верхнем сегменте расположены глаза, при этом на лбу у личины есть третий глаз, отделенный изогнутыми линиями других. Подбородок этой личины также отделен дугообразными линиями. В стороны от лица, продолжая линии на нем, отходят небольшие изогнутые отростки. В верхней части у личины нарисованы коровьи рога и стилизованные звериные уши. К верху ото лба с третьим глазом отходит столп со схематичными изображениями небольших личин, а по сторонам от него - извилистые отростки. По бокам изваяния и на задней его стороне изображены солярные знаки в виде круга и отходящих от него четырех симметрично расположенных треугольников. В центре круга обычно нарисован еще один небольшой круг или большая точка.

На изваяниях личина могла изображаться одна, но в основном она -центральный элемент сложной композиции. Наиболее полно такая композиция представлена на Ширинском изваянии, располагавшемся когда-то у озера Шира. Личина этого изваяния разделена по всем канонам на три части, и у нее есть рога и уши. Вместо третьего глаза изображен солярный знак. К верху, как и у многих изваяний, ото лба отходит столп, наполненный внутри личинообразными знаками, а на самом верху столпа и самого изваяния размещается небольшая реалистичная личина. Интересно, что если смотреть на изваяние в фас, под центральной личиной можно увидеть  рельефно высеченные женские груди и солярный знак на выпуклом животе. Но если посмотреть сбоку, то можно сразу заметить, что под личиной располагается изображение морды зверя с раскрытой пастью и оскаленными зубами.

Раскопки Л.Р. Кызласова на местах, где раньше стояли некоторые изваяния, показали, что в древности на них располагались святилища. Их центральную часть занимало изваяние, ориентированное личиной на восход солнца. Обычно с юга в ямках располагались каменные выкладки-жертвенники, там археологи находили кости жертвенных животных.

Вопрос о значении изображенных на изваяниях и стелах личин животных, символов и знаков наиболее сложен. Первоначально считалось, что это лики разных божеств и духов, космических быков-предков или женщин-прародительниц. Позже Э.Б. Вадецкой была высказана мысль, что основная масса изваяний с личинами олицетворяет ушедших в иной мир шаманок в ритуальном наряде. М.Д. Хлобыстина усмотрела в окуневском искусстве запечатленные образы и сюжеты древних мифов.

На современном этапе их изучения преобладают интерпретации в контексте космогонических представлений. Например, Л.Р. Кызласов воспринимает изваяние как символ Мировой горы - модели Вселенной, которая разделена на три части. М.Л. Подольскому личина представляется как антропоморфное первосущество типа ведического Пуруши. По Н.В. Леонтьеву и  Ю.Н.  Есину, изваяние - это Мировой столп, в ряде случаев персонифицированный в образ космического змеевидного дракона. Все другие персонажи, расположенные на «теле» дракона, являются его порождением и связаны с разными частями Вселенной. Остается только изумляться той сложности мировоззрения, которой достигли древние скотоводы Хакасии, жившие на заре бронзового века.